Главная / Минералы и горные породы / Как изучать минералы

Как изучать минералы. Часть 4

Как изучать минералы. Часть 4

Внутреннее устройство кристалла неизбежно отражается и на его внешнем облике, и на его форме. По форме кристалла определяют, в каком порядке соединились частицы в его структуре. И, конечно, можно с большей уверенностью говорить, что в октаэдрическом кристалле флюорита, шестиугольной пластинке графита и в пластинчатом кристалле барита частицы расположены по-разному. А вот в «кубиках» галита и галенита они расположены очень похоже, хотя эти минералы имеют различный химический состав.

Как же описать эти различия и сходства? Обратим внимание на симметричность всех кристаллических структур и соответственно кристаллов. Но симметричны они по-разному. Еще раз призовём на помощь воображение. Представим себе, что каждый кристалл, каждый минерал — это целое царство. Все его подданные — атомы, молекулы, ионы — обязаны подчиняться строжайшим законам. Порядок в царстве кристалла идеальный. С ним даже отдалённо не сравнятся армейские колонны на военном параде.

Управляет этим царством очень строгая властительница — симметрия. Её нельзя разглядеть даже в самый сильный микроскоп, потому что у неё нет ни тела, ни объёма, ни массы. Однако у неё есть слуги, которые взирают на окружающие ряды, цепи, кольца и следят за тем, чтобы все частицы и атомы занимали чётко установленное для них место. Имя этих слуг — ¦элементы симметрии»: центры, плоскости и оси симметрии.

Центр симметрии — особая точка (она может быть только одна) внутри какой-нибудь фигуры, которую образуют частицы кристалла. Она отличается тем, что любая проведённая через неё прямая линия по обе стороны и на равных расстояниях от неё встретит подобные точки. Например, возьмём куб или шар. Их геометрический центр и есть центр их симметрии.

Плоскостью симметрии называется плоскость, делящая фигуру на две зеркально-подобные части. Такую плоскость каждый может найти на своём теле, мысленно «разделив» его на правую и левую половины.

Страницы: 1 2 3 4 5

Далее Как изучать минералы. Часть 5