Жемчуг

Жемчуг

Русское слово «жемчуг» происходит от китайского «чжэньджу». То, что это бусинки шарообразной или неправильной формы со своеобразным перламутровым отливом, знают, пожалуй, все. То, что они растут в двустворчатых моллюсках-жемчужницах и состоят из углекислого кальция, как мел или известняк, тоже известно многим. Однако мало кто сегодня знает, что три-четыре столетия назад Россия славилась своими жемчужными промыслами.

Известны два рода двустворчатых моллюсков-жемчужниц: в пресной воде водятся маргаританы, в морской — пинктады. В реках России живут четыре вида маргаританов. Размер отдельных речных жемчужин колеблется от 0,5 до 10 мм (в среднем 2—3 мм) в диаметре, а максимальный вес достигает 26,6 г. Интересно, что самая крупная в мире жемчужина обнаружена в раковине гигантского морского филиппинского моллюска. Она имела диаметр 16,5 см и вес 6,4 кг.

В реках шарики жемчуга встречаются примерно в каждой сотой раковине маргаританов. Сами раковины используются для изготовления перламутровых пуговиц и инкрустации различных изделий. Жемчуг недолговечен: при длительном хранении он теряет характерный перламутровый блеск, мутнеет и в конечном счёте превращается в порошок извести и рогового вещества. Видимо, поэтому почти не сохранились жемчужные украшения наших древнейших предков. Наиболее сохранившиеся из найденных относятся к первым векам нашей эры.

Истоки жемчужного промысла в России датируются X—XII вв., а наибольший расцвет приходится на XVI—XVII вв. В это время добыча жемчуга велась более чем в 60 северных реках. Особенно много его было получено из раковин реки Муна на Кольском полуострове. Организацией промысла занимались в основном монастыри. Особо ценились круглые, без выступов и наростов, жемчужины. Их называли «скатными», т.е. легко скатывающимися по наклонной поверхности. Добыча жемчуга приобрела такие масштабы, что Пётр I в 1712 г. специальным указом запретил частным лицам вести этот промысел.

На Руси жемчуг в основном использовался как декоративное украшение в художественном шитье — лицевом (т.е. с сюжетными изображениями) и орнаментальном. Это искусство достигло высочайшего мирового уровня. Начиная с XII в. оно высоко ценилось при императорских и королевских дворах Византии, Рима, Парижа и др. Дорогие ткани (атлас, бархат, камка*, тафта*) поступали из Италии, Индии, Персии. Шили шёлковыми и серебряными нитями, а контуры лиц, деревьев, зданий и т.д. покрывались жемчужинами. Таким способом изготавливали знамёна, хоругви, оклады для икон и переплётов евангелий, пелены, покровы и разнообразное праздничное одеяние для церковных иерархов. Жемчуг в основном был местный, добытый в северных реках. Но часто его привозили с Чёрного моря — «кафинский» (Кафа — древнее название современной Феодосии) — и даже из Персидского залива — «гурмызский» (добываемый близ острова Гурмыз, или Ормуз). Искусство шитья развивалось в привилегированных княжеских, дворянских кругах. Не было крестьянского народного шитья. Существовали специальные мастерские — кремлёвские, боярские и монастырские. Занимались этим ремеслом исключительно женщины. Высокий художественный уровень достигался благодаря тому, что руководили мастерскими и даже лично занимались шитьём знатные боярыни и особы, принадлежащие к царской фамилии. Много шедевров вышло из светлиц жены великого князя Ивана III Соломонии Сабуровой и первой супруги Ивана Грозного царицы Анастасии Захарьиной.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Далее Жемчуг. Часть 2